Самообразование

 


 
Бумаготворчество.



Творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.
(«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова).

Раскрытие творческих способностей – это черта человека, которая присуща ему с древности. Чтобы развитие ребенка было гармоничным, взрослые, должны развивать не только его умственные и физические способности, но и творческие.
Бумага один из основных материалов, используемых в творчестве  дошкольников. При работе с  бумагой  мы  выбираем  техники  наиболее интересные  для дошкольников.
Аппликация, рисование,  коллажи,  квиллинг,  объёмная аппликация,  оригами,  модульное  оригами   - всё  эти техники  используются нами в работе с детьми. В процессе работы мы учимся  общаться,  запоминать цвета,  умение правильно пользоваться ножницами,  карандашом, клеем.
 «Ум ребёнка находится в кончиках пальцев» -  этот  известный афоризм.  Работа  с бумагой  готовит руку ребёнка  к  письму. Воспитываются  такие важные  качества как  терпеливость, аккуратность,  эстетический вкус,  зрительная память,  мышление.
Бумага – простой , наиболее  доступный  и легко обрабатываемый материал  для творчества. Бумага встречается везде и широко используется.
Самоделки из  бумаги  интересны, разнообразны,  оригинальны  и  всегда  привлекательны для детей. Из бумаги  дети с удовольствием   делают   игрушки –сувениры,  подарки, открытки к праздникам для своих  близких.
Детское творчество   -  сложный , но вместе с тем интересный процесс.  В процессе  творческой деятельности ребёнок учится работать с бумагой,   овладевает   определёнными  навыками  и умениями, развиваются пространственные представления,  точная координация и  развитие  мелкой моторики рук. В процессе обработки бумаги ребята знакомятся    с элементами графической  грамоты, учатся аккуратно и  тщательно  проводить разметку и  измерение, поскольку  от  этого  зависит   качество работы.
  Знакомим детей со свойствами бумаги  (она разная по цвету,  тонкая и  плотная, легко мнётся и рвётся, из неё можно      вырезывать,  разрезать, сгибать , её можно  использовать  во многих видах деятельности, на ней можно рисовать).
 Свойства      бумаги:
1. Если лист  бумаги  разорвать  в двух  противоположных  направлениях, то линия разрыва  вдоль волокон   будет более  ровной, чем линия  разрыва  поперёк  волокон.
 2. Если  бумагу  смочить водой,  то она  свернётся в трубочку вдоль волокон.
 3. Если  лист  бумаги смочить по краям  в разных направлениях, то край  с поперечными  волокнами станет  волнистым,  с продольными -  свернётся в  трубочку.
 Эти свойства  мы учитываем  при выполнении различных поделок из  бумаги.
Вдоль  волокон  бумага   сгибается  лучше,  чем  поперёк. Особенно важно  помнить об этом  при работе с клеем.  Смазанная клеем  бумага  продолжает расширяться. Поэтому, смазав бумагу клеем, надо  выждать некоторое время,  чтобы она впитала влагу, размокла и расширилась, только  потом  приклеивать.
Известно  около 600  видов  бумаги,  многие из которых пригодны для поделок.
Для  определения  работ важно  уметь  выбрать  нужную  бумагу.
Папье-маше,  например, нельзя  делать из  мелованной, лощёной  и некоторых  других видов  бумаги. Для  этой работы  лучше всего  брать газетную, афишную, типографскую, поскольку  эти виды  бумаги хорошо  склеиваются и мало  коробятся.
Для складывания  игрушек  используют писчую   бумагу, она хорошо  сохраняет  форму после сгибания,  достаточно  прочна.
Аппликационные работы  выполняются  из различных видов:  глянцевой,  обойной, тиснёной, обложечной бумаги. Они хорошо впитывают клей, имеют  спокойные, мягкие оттенки.
Вырезать  поделки лучше из  тонкой, слабопроклеенной  бумаги  - салфеточной, папиросной,  бумажных скатертей. Для цветных вырезок   используем  тонкую глянцевую. Универсальна  бумага , из которой  можно  выполнить множество  ярких и   интересных поделок -  тонированная  цветная  бумага.
Объёмные  игрушки  хорошо получаются из  плотной  бумаги:  бархатной, рисовальной, ватмана, настольной.
Аппликация - наклеивание вырезанных из бумаги деталей на плотную бумагу-основу. Дети учатся создавать предметные и  сюжетные изображения, как с натуры, так  и по представлению.
Бумагокручение ( квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо)) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Искусство пришло в Россию из Кореи. Как хобби также популярно в Германии, Англии и Америке. Квиллинг ещё называют "бумажной филигранью". Это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Изделия из бумажных лент можно использовать также как настенные украшения или даже бижутерию.
Считается, что искусство возникло в средневековой Европе (по другим сведениям на Ближнем Востоке и в Древнем Египте), где монахини создавали медальоны, обрамление для икон и обложки для книг, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях).
В 15-16 веке квиллинг считался искусством, в 19 веке — дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам). Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Корейская школа квиллинга (называют бумагокручением) несколько отличается от европейской. Современные европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное "кружево" сплетается из сотен мелких деталей.
Квиллинг– это искусство бумагокручения, появившееся в Европе в эпоху Ренессанса (конце XIV - начале XV столетия), исходящее от слова квилл – «птичье перо». Общепринятым определением квиллинга считается искусство, при котором для получения шедевра скручивают длинные и узкие ленты бумаги в спиральки и, изменяя им форму, затем из полученных деталей создают различные композиции.
 Появившись, несколько веков техника квиллинга считалась великим искусством, миновало ещё немного времени, и техника стала развлечением дам при дворах, они изготовляли разные подделки и предметы декора. К середине XX века квиллинг уже не имел былой популярности, увлечение этой методикой угасало, и к концу XX столетия она была за чертой исчезновения. Работы и поделки по схемам квиллинга совершенно разнообразны и удивляют своими формами, фактурами и конечно же, полётом фантазии, человека, который их производит.
 Квиллинг имеет множество техник и стилей, это связано веяниями веков, через которые искусство путешествовало, изменяя географию, и форму создания. В наше время бумагокручение наиболее популярно в Германии, Великобритании и Южной Корее. Именно в Корее, искусство квиллинга открыло новое дыхание, и начало возрождаться. Там даже была открыта Ассоциация бумажной пластики, объединившая совершенно разные техники квиллинга и последователей этого необыкновенного творчества.
Техника квиллинга
 В общем, техника квиллинга заключается в следующих действиях: узкие и длинные ленты бумаги скручиваются в маленькие валики - спирали, придаётся им форма, и склеиваются при помощи клея. Перед тем, как приступить к творчеству, необходимо подготовится, а именно:

·          бумага должна быть хорошо равномерно прокрашена с обеих сторон;

·         полоски бумаги должны быть шириной в среднем 3-7мм, а длиной 28-45мм;

·         должен быть готов инструмент, в разных странах по-разному, иногда используют палочку с расколотым концом, иногда тонкое шило, а иногда даже стержень от ручки;

·         вооружится клеем, можно ПВА.

После того как Вы подготовились к квилллингу, можно приступить и к самой работе:

·         берётся полоска бумаги двумя пальцами, другой конец немного оттягивается, проводя по длине полоски ногтём, при этом конец полоски немного изгибается;

·         загнутый конец плотно наматывается на шило или тоненькую палочку, делая несколько витков;

·         когда диаметр валика равен примерно 3-4мм, он снимается с шила и закручивается вручную;

·         скручивая вручную, нужно сильно прижимать ленту двумя руками, для того, чтобы она плотно равномерно прижималась и не раскручивалась;

·         когда вся полоска будет скручена, необходимо слегка расслабить пальцы и полоска немного распустится;

·         когда она немного раскрутилась, желательно склеить конец ленты клеем,

·         после этого заготовке при помощи сжатия и других движений, придают любую форму.


Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения  не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой.
Модульное оригами подразумевает складывание из многих одинаковых модулей (последние, правда могут быть разных типов). Это отличает модульное оригами от более общего случая многолистного оригами, где идентичность модулей не существенна. Использование клея и других средств соединения не допускается, модули держатся лишь за счёт силы трения.В зависимости от способа соединения модулей между собой можно получить ту или иную конструкцию. Модели модульного оригами могут быть как плоскими, так и трёхмерными. Первые обычно представлены многоугольниками (их обычно называют подставками), звёздами, вертушками и кольцами, вторые же — правильными многогранниками или их композициями.
Модули собираются из  разноцветной бумаги. Работы получаются яркими и  интересными. Такие работы мы собираем коллективом  детей. Собирать модули не сложно, но  для одной поделки как правило, требуется  большое количество модулей.
Квиллинг  и модульное оригами  вошли в моё совместное   творчество с дошкольниками .
Изучив материал (историю, отзывы  творческих людей,  рассмотрев работы) мне захотелось  самой  что-то смастерить.  Фото  получившихся работ  я  представила  в  фотоальбоме. Можно использовать схемы, но я эскизы своих работ рисую сама на черновике, затем накручиваю нужные ролы, а уже потом  соединяю  детали в единое целое. Объёмные работы делать очень сложно, но при желании  всё  возможно. Специальных инструментов у меня нет, я использую зубочистки с раздвоенным концом,  пинцет для очень мелких деталей. Это моё увлечение.
Очень интересно  выполнять  такие  поделки  совместно  с детьми, а  иногда  дети сами предлагают что-то своё.
Совместное творчество  развивает у дошкольников   речь, память, воображение,  мышление, развивается  эстетический вкус, художественное познание.  Воспитывается  аккуратность работы  с клеем,  бумагой. Дети учатся беречь   ценный материал - бумагу.
На занятиях кружка у детей пробуждается вера в свои творческие способности, свою неповторимость, вера в то, что они пришли  в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Развитие мелкой моторики рук- одна их актуальных проблем. Решаем мы эту проблему  с помощью моделирования  полосок  из бумаги - квиллинга  и модульного  оригами.  Это простой и недорогой вид рукоделия, доступный любому человеку. Использование  разнообразных техник  раскрывают творческий  потенциал как ребёнка, так и педагога работающего   вместе с ним. Делая поделки, игрушки,  подарки,  творческие работы для конкурсов важно правильно  направить  ребят: помочь подобрать материал,   выбрать  технику ,создать свой эскиз,  композицию. При создании  изображений  поощряем применение  разных приёмов   наклеивания  деталей                 (полностью промазывая  клеим  детали, и  частично, создавая  иллюзию  передачи  объёма). Развиваем чувство цвета и колорита. Используем для эскизов рисунки из раскрасок, героев  сказок, элементарные  и простейшие,  знакомые детям формы.

 Азбука аппликации


Примеры творческих занятий аппликацией с малышами. Как и когда дать ребенку ножницы. Виды вырезания и наклеивания. Техника безопасности. Что нужно для занятий аппликацией.
Обычно взрослые думают, что аппликация - это кропотливое занятие для умелых и аккуратных детей где-то уже на пороге школы. Такое заблуждение лишает малышей новых возможностей творчества и новых радостей.
В жизнь каждого человека традиционный материал для аппликации - бумага - входит очень рано. Годовалый малыш захватывает в кулачок клочок бумаги, мнет его, рвет и бросает. Ребенок постарше рассматривает книжки с картинками, рисует (в том числе и на обоях), разворачивает покупки и подарки, вытирается салфеткой, играет бумажными игрушками, складывает мозаику... И к двум-трем годам накапливает достаточно солидный опыт "общения" с бумагой. Кроме очевидной пользы, это незаметно влияет на общее развитие ребенка. Укрепляются его пальчики, обогащаются сенсорные впечатления (фактура, цвет, плотность, пластичность-"послушность"), появляется интерес к рисованию и аппликации.
Уже полуторагодовалые малыши вполне могут рвать бумагу на кусочки или сминать в комочки и составлять из них яркие интересные картины - солнышко, гусеницу, цыпленка, зайчика, барашка... Ну, а если взрослый вырежет какие-то красивые картинки, - малыш будет счастлив. Дайте ему готовые детали и научите наклеивать. Но он и сам без всякой помощи сумеет сделать оригинальные картинки в технике обрывной аппликации - роскошный хвост кометы или петушка, пышную крону дерева или солнца, причудливые изгибы гусеницы или какого-нибудь растения.
Разложите перед малышом кусочки цветной бумаги - большие и маленькие, многоцветные и однотонные - и покажите, что их можно легко разорвать на полоски или какие-то необычные формы. Предложите рассмотреть со всех сторон, поворачивая и переворачивая в разные стороны. Спрашивайте, на что это похоже в каждом случае. Если ребенку трудно уловить сходство кусочка рваной бумаги с чем-то из реального мира, предложите свои "версии": "Это пятнышко похоже на тучку. Видишь, она как будто плывет по небу. А если мы тучку перевернем вот так, - получится шапка. Кто ее наденет? А во что превратится тучка, если мы посмотрим на нее с другой стороны? - Как будто ежик ползет, да? Давай приклеим ему на иголки яблоки и грибочки (рваные бумажные кусочки)".
Бумагу с карандашом мы даем малышу довольно рано, но с ножницами, как правило, не торопимся. Мы прячем ножницы от ребенка - так безопаснее. Покупаем ему готовые наклейки (стикерсы) - так удобно, быстро, красиво, чисто! А дети все-таки рано или поздно находят ножницы и режут журналы, одежду, свою челочку... Что же их так привлекает?
Чики-чик: ножницы - это настоящий инструмент, которым и пользоваться можно по-настоящему.
Чики-чик: огромное удовольствие - раз-два - и появились фигурки, лоскутки, картинки.
Чики-чик: открытия и сюрпризы - сложил бумагу, чикнул, развернул - вот и неожиданные образы.
Чики-чик: первые опыты композиций и гармоничных цветосочетаний.
Чики-чик: первые шаги в дизайне...
Очень важно и ценно вовремя предоставить ребенку возможность самостоятельно - но при вашем ненавязчивом участии и заинтересованном присутствии - экспериментировать с бумагой и ножницами. Пусть он складывает, сминает, разрывает разные виды бумаги, делает всевозможные надрезы и срезы. Спрашивайте, что у него получилось. Помогайте увидеть в образовавшихся формах нечто из реального мира - рубашка, цветок, машина, луна, крона дерева, коралл.... Он будет накапливать свой собственный опыт, не скованный установленной техникой. А это очень важно. Гораздо важнее, чем точность вырезывания и аккуратность наклеивания.
Давайте для начала проверим себя: что мы знаем, что умеем делать и чему сможем научить своего ребенка.

Как лучше всего держать ножницы?

Довольно часто дети держат ножницы так: продевают в кольца большой и указательный пальцы или же по два пальца в одно кольцо. Удобнее всего взять ножницы большим и средним пальцами, а указательным придерживать их снизу.

Как резать ножницами?

Как любое другое техническое умение, резание нуждается в тренировке. Сначала лучше всего пощелкать ножницами просто в воздухе, пусть рука ребенка приспособится к новому инструменту. Чтобы ему не было скучно, поиграйте: "щука плывет за карасем" (широко открываем лезвия ножниц), "карасик уплывает от щуки" (мелкие движения лезвиями), "птичка прилетела в свое гнездышко - открывает клювик широко-широко", "птенчики выглядывают из гнездышка, зовут свою маму - открывают клювики мелко-мелко". Когда малыш почувствует себя увереннее, дайте ему бумагу и попросите показать, как ножницы кусаются. Ребенок сделает несколько надрезов и, скорее всего, обрадуется тому, что у него получилось.

Как передавать ножницы друг другу?

Для безопасности жизни и здоровья нужно вовремя предупредить ребенка о том, что ножницы - это настоящий инструмент, который может таить в себе опасность при неправильном использовании. Предупредите, что ножницы нельзя подносить к лицу, оставлять с раскрытыми лезвиями, бросать. Научите правильно передавать ножницы другому человеку: держать за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперед.

Как вырезать основные формы?

В художественной педагогике уже сложилась методика обучения аппликации. Покажем примерную последовательность освоения ножниц детьми как специального инструмента. Только сразу оговоримся, что все дети разные, и поэтому путь и темп художественного развития у каждого свой.
Дайте ребенку полоску бумаги шириной 3-5 см и покажите, как с помощью ножниц получается травка ("бахрома). Усложняя технику, попросите его перерезать полоску до конца - выйдут билетики или кирпичики, кубики...
В это же время или немножко раньше научите наклеивать. Покажите, что клей нужно наносить кисточкой или ватной палочкой с оборотной стороны вырезанных форм; причем промазывать можно, в зависимости от величины и конфигурации детали, разными способами: по всей поверхности всплошную или точками; только по краю полосой или точками.
Время от времени показывайте рациональные способы вырезания геометрических форм, которые лежат в основе множества образов. Постепенно научите вырезать треугольники (квадрат или прямоугольник перерезается по диагонали), трапеции (у прямоугольника срезаются уголки), круги и овалы (у квадрата и прямоугольника последовательно закругляются уголки). Разумеется, все эти формы нужно давать ребенку не как геометрические эталоны, а как интересные образы (крыша, парус, лодка, яблоко, огурец).
Затем постепенно, шаг за шагом, показывайте ребенку разные технические способы вырезания и наклеивания.

Какими же способами можно получить изображения в аппликации?

Обрывная аппликация. Этот способ доступен самым маленьким детям, так как не требует специальных технических умений. Но и старшие дети с удовольствием пользуется этой техникой для передачи особенностей фактуры образа (пушистый цыпленок, лохматый медвежонок). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок более тонкими и целенаправленными движениями.
Симметричная аппликация. Этот способ хорош для вырезания образов, имеющих симметричное строение, или же для получения двух совершенно одинаковых изображений. "Заготовку" - квадрат или прямоугольник подходящего размера - складываем пополам; держим за сгиб и вырезаем лишь половину изображения (для одинарных симметричных образов) или весь силуэт (для двойных изображений).
Силуэтная аппликация. Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или мысленно представляемому контуру.
Ленточная аппликация. Этот способ сходен с симметричной аппликацией. Отличие в том, что он позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или соединенных между собой. Полосу или прямоугольник бумаги складываем несколько раз пополам или гармошкой и получаем изображение так же, как при симметричном вырезывании. Выходят целые "хороводы" елочек, зайчиков, игрушек, петрушек.
Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая последующая деталь была меньше по размеру.
Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм - любых рваных кусочков или вырезанных кружков, квадратиков, треугольников, трапеций...

Как удобнее складывать бумагу для вырезывания?

Обычно дети сминают лист бумаги ладошками, не сопоставляя стороны и уголки. Покажите им, что нужно каждый уголок приложить к противоположному уголку и аккуратно разгладить линию сгиба от середины - пальчиками или ладошками. Этот навык нужно закрепить, а для этого понадобятся напоминания и упражнения.

Как научиться видеть будущую форму?

Аппликация хороша тем, что она не только развивает пространственное мышление и воображение, но и очень быстро научает предвосхищать результат. Вырезая ножницами, ребенок старается представить, что у него получится. Помогите ему научиться "перебрасывать мостик" в будущее. Для начала предложите самые простые упражнения.
К примеру, дайте три формы, вырезанные из цветной бумаги: один прямоугольник и два квадрата - большой и маленький. Предложите подумать, из чего удобнее вырезать яблоко, грушу и ягодку. Ребенок скорее всего догадается и без подсказок, что груша лучше всего получится из прямоугольника, а ягодка - из маленького квадратика. Пусть вырежет, как сможет. Размышляя и действуя, он сделает несколько полезных "открытий":
  • оказывается, прежде, чем вырезать, надо подумать, представить себе будущую картинку и только потом браться за ножницы; а в некоторых случаях нужно сделать эскиз или составить схему (набросать карандашом на отдельном листочке или наметить опорные точки на том фоне, где будут наклеиваться детали сложной аппликации или узора);
  • аппликация начинается с "заготовки", т.е. вырезать надо не из всего листа цветной бумаги, а из кусочка, подходящего по форме и величине к задуманному образу; это не только облегчает творческую работу по вырезанию, но и помогает экономить бумагу.

Что необходимо для аппликации?

  • цветная бумага, фантики, странички из старых (но красивых) журналов и любые другие бумажные формы, которые найдутся дома - конфетти, серпантин, бумажные салфетки;
  • блюдечко или розетка для клея, бумажные и тканевые салфетки, клеевая кисточка или губка, зубная щетка;
  • ножницы для детского труда - с безопасными (закругленными или зачехленными) концами лезвий;
  • цветные карандаши или фломастеры для дополнения аппликации рисунками;
  • клеящий карандаш или любой безвредный клей, например, клейстер, заваренный из муки или крахмала;
  • клеенка, старая простынка или кусок ненужных обоев, чтобы застилать стол (пол) во время работы;
  • старые футболки, чтобы легко и быстро надевать их во время работы и не бояться испачкать одежду; кроме того, специальная "рабочая" одежда создает соответствующее настроение.
Художественное творчество в детском саду:


история и потенциал.
Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Художественное творчество позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем художественное творчество имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.
О том, что рисование, лепка и занятия с другими материалами очень важны для развития у детей их чувств, мышления, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Ф. Фребель и др.).
С конца 19 в. детский рисунок привлек к себе внимание ученых всех
направлений – психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии – детской психологии. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей
За рубежом один за другим появляются труды по психологии детства, в которых большое место отводится анализу детского рисунка (К. Риччи, Д. Селли, Н. Брауншвиг, Р. Лампрехт).
Почти одновременно с появлением зарубежных теорий развития детского творчества интерес к детскому творчеству возник у нас в России. В 1909 г. в Москве открылась выставка «Искусство в жизни ребенка». Появились статьи и лекции о художественном воспитании.
Выходят в свет труды русских ученых, посвященных детскому рисунку
(Л. Г. Оршанский, А.А. Рыбников, К. М. Лепилов, Ф. И. Шмит, В. М. Бехтерев и др.)
Характерным для работ русских ученых было то, что результаты изобразительной деятельности детей рассматривались с педагогической позиции - с точки зрения развития у детей наблюдательности, памяти, внимания, эстетических чувств.
Изучением изобразительной деятельности дошкольников занимались педагоги
Е. А. Флерина, Я. А. Башилов, Н. И. Ткаченко, К. М. Лепилов, Е. В. Разыграев и др., психологи К. Н. Корнилов, И. Л. Ермаков, а. М. Шуберт, искусствоведы Ф. И. Шмит,  А. В. Бакушинский и др.
Труды А. В. Бакушинского оказали большое влияние на теорию и практику художественного воспитания детей. Большой вклад в развитие теории и методики художественного воспитания детей был внесен Н. К. Крупской. В дальнейшем по вопросам изобразительной деятельности детей раннего возраста и методики их обучения специальные исследования вели В. Н. Аванесова («Обучение самых маленьких в детском саду». М., 1968), Т. Г. Казакова («Рисуют маленькие дошкольники». М., 1971),
Н. Я. Шибанова («Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в рисовании». Пермь, 1974)
В 50 е. гг. 20 в. начались исследования творчества детей в различных видах изобразительной деятельности. Детальное исследование по обучению детей аппликационным работам провела И. Л. Гусарова. В ее книге «Аппликация в детском саду» (М., 1968) раскрываются программа и методы работы с детьми по аппликации в трех возрастных группах. Под руководством Гусаровой были проведены исследования в области аппликации: З. А. Богатеевой о формировании декоративно- орнаментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста и Е. С. Рогалевой по вопросу сенсорных основ изобразительной деятельности детей 6 – 7 лет на материале декоративных аппликационных работ.
 В помощь воспитателям детских садов были разработаны наглядные пособия – альбомы по аппликации для всех возрастных групп.
Наряду с многочисленными педагогическими исследованиями по вопросам методики изобразительной деятельности проводились и психологические исследования детского творчества (Б. М. Теплов, В. И. Киреенко, Е. И. Игнатьев, Б. А. Сазонтьев,
Н. И. Стрелянова, В. С. Мухина и др.).
Исследования творческих способностей изложены в статьях Н. А. Ветлугиной, Т. Г. Казаковой, В. А. Езикеевой. В своей докторской диссертации «Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду» Т. С. Комарова подробно разрабатывает систему навыков и технических умений для всех возрастных групп детского сада, а также раскрывает методику обучения детей рисованию, лепке, аппликации.
Аппликации как один из распространенных ви дов художественного творчества, включающее рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Художественное творчество позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем художественное творчество имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.
Художественное творчество имеет большие потенциальные возможности для формирования  умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса.
В процессе непосредственной образовательной деятельности аппликацией дети знакомятся   с простыми и сложными формами раз личных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют де тали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
В процессе непосредственной образовательной деятельности у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы«, Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.
С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.
Непосредственная образовательная деятельность аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах — сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю  очередь предметы первого плана).
Непосредственная образовательная деятельность художественным творчеством способствуют развитию связной речи. Это происходит и в начале непосредственной образовательной деятельности, когда дети активно участвуют в рассматривании и анализе предметов, рассказывают о своем замысле и последовательности его выполнения, и затем, когда они рассматривают свои рисунки, лепку и аппликации, рассказывают о том, что они изобразили; какие рисунки, лепные изображения их товарищей им понравились и почему. Связная речь детей развивается и при знакомстве детей с произведениями изобразительного искусства, когда они описывают, что видят на картине, в иллюстрации, как они это понимают. Развитие речи детей, безусловно, очень важно, так как положительно сказывается и на их общении друг с другом, с взрослыми; это очень важно и для последующего обучения детей в школе. Развитие речи тесно связано с развитием мышления. Вот почему важно так строить и проводить занятия по рисованию, лепке и аппликации, чтобы осуществлялось развитие речи детей.
Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном рас стоянии друг от друга.
Недостаточная степень развития технических умений тормозят работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, нашивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе.
Опыт изображения, творческой переработки полученных впечатлений служит развитию воображения, творчества, без которых, как известно, не возможна ни одна продуктивная деятельность.
Рассматривая роль художественного творчества в решении задач всестороннего развития ребенка-дошкольника, особенно важно определить возможности занятий рисованием, лепкой и аппликацией в подготовке детей в детском саду к школе.
Такие продуктивные деятельности, как рисование, лепка, аппликация, имеют неоценимое значение для всесторонней подготовки детей к школе. Эта подготовка включает формирование психологической готовности, состоящей из компонентов учебной деятельности психологической направленности на учение, осуществление правильной деятельности и умения заниматься, а также специальную (предметную) подготовку.




 
 Музыка и цвет.
Элькин В.
  
 В свое время Макс Люшер спросил меня – помогли ли мне его философские постулаты при работе с цветомузыкальными соответствиями. Раньше я отвечал отрицательно, но пришло время и его постулаты позволили увидеть новые корреляции цветовых программ, которые обнаружила цветомузыкальная система
  Каждому цвету в мире музыки соответствуют 3 аккорда. Эпитеты,  отражающие их эмоциональное содержание, характеризуют  программу цвета и эмоции соответствующих им аккордов.
  Порядок следования цветомузыкальных программ – три аккорда ЭНЕРПГИЧНЫХ соответствуют активному красному цвету.
  Затем следуют три аккорда СПОКОЙНЫХ, соответствующих структурному зеленому цвету.
  Затем три аккорда РАДОСТНЫХ – аналогов желтого цвета, они завершают квартоквинтовый круг мажорных аккордов. 
  Ещё более интересны минорные аккорды –
  Три черных трагических аккорда – это миноры к красному цветомузыкальному уровню
  Сменяют три аналога коричневого цвета ностальгических  – аккорды печали и воспоминания.
  Завершают минорные аккорды аналоги серого цвета.
  Отрешенно усталые эпитеты отражают всю суть программы каждого цвета в системе Люшера.
   Еще более важно отношения мажора и минора, дающие такие пары мажора и минора:
  Красный – черный.
  Зеленый – коричневый.
  Желтый – фиолетовый.
  Синий – серый.
  Макс Люшер пришел к итоговым знаниям о цветовых психологических и природных программах. Он называет эти знания цветологика.
  Он говорит коротко:
  - Красный отражает АКТИВНОСТЬ.
  - Синий – ПАССИВНОСТЬ.
  - Желтый – РАСШИРЕНИЕ.
   - Зеленый – СУЖЕНИЕ.
  Это главная суть всех цветовых ответов.
  Сочетание красно и синего цветов он называет СИНТЕЗ.
  Сочетание зеленого и желтого – АНАЛИЗ.
   Клинический многолетний опыт позволил определить, что люди синего выбора добрые, мягкие, тактичные. Тональные аккорды, соответствующие этому цвету, нежные.
   Выбравшие красный цвет активны, говорят громко. Аккорды этого типа энергетичны.
  Красно-синее сочетание напоминает вертикаль, где сверху энергия Солнца, а внизу спокойная стихия воды.
  Это ось энергии.
  Цветомузыкальные законы показали, какие цветомузыкальные уровни являются минорными к названным красным и синим состояниям.
  Это черный – минор к красному, и серый – минорные тональности к синему.
  Связь красного и черного цвета обнаружилась и в ответах Люшера – когда красный цвет желанен, он говорит: «Добиться победы».
  При отрицании черного цвета звучат близкие образы – хочет свободы, быть причиной событий.
  Черный цвет связан с агрессией и принимается в случае, если отрицается зеленый цвет – звучат слова «ощущаю тягостную проблему, и хочу её уничтожить, преодолеть».
   Связь красного и черного цветов, выявленная в музыкальной цветологии:
  - Черный цвет отражает мир тревоги  и страстей. Он негативен и высоко активен, напоминая этим красный цвет в мире гармонии.
  - Серый цвет – тональная тень синего цвета, отражает желание изоляции при изнуренности человека из за психологических или телесных проблем.
  Мы видим, что ось красный-синий - в зоне основных цветов, отражающих гармоничное состояние 4-х цветного человека.
  Повторяется  в минорных к ним цветам - черном и сером, повторяя алгоритм «много и мало энергии» в зоне тревожных состояний человека – агрессия и аутизм.
  Теперь обратимся к оси зеленый и желтый цвет – желтый связан с расширением, люди такого выбора ищут выход и ждут радостных изменений.
  Их миноры  имеют похожие программы, фиолетовый – минор к желтому говорит о фантазии-мечте, это уход от реальности, но и поиск.
  Коричневый цвет в музыке имеет новые образы, не отраженные в классической цветологии.
  «Вспомни!» - говорят тональности и мелодии великих элегий, соответствующих коричневому цветовыбору
   Итак, фиолетовый мечтает – это расширение поля восприятия, хотя и миражное.
  Коричневый вспоминает и оплакивает эти воспоминания, сублимируя перенесенные страдания.
  Мы видим, что ось зеленый-коричневый повторилась в минорах «коричневый-фиолетовый = вспоминаю–мечтаю», обнаруженных в цветомузыкальной системе.
  Учитывая разную эмоциональную и энергетическую высоту, где по принципу радуги энергия меняется так – снижаясь постепенно – красный-желтый-зеленый  синий…
  Упомянутые оси Люшера напоминают крест, где вертикаль  - красный и синий, горизонтальная ось креста - это желтый и зеленый. 
  Темные цвета, о которых Люшер не говорит последнее  время ни слова,  теперь включаются в гениальную универсальную цветологику Люшера. 
  Красно-синей оси отвечает тень черный-серый.
  Зелено-желтой оси отвечает тень коричневый-фиолетовый.
  Системы сливаются в единое целое, цветомузыкальная система дала дополнительные знания цветологии Люшера, за что мы можем ее поблагодарить.



























Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение мне интересно! Поделитесь им!