Методики и конспекты


        Пояснительная записка.

1. Направленность программы.

Содержание данной программы направлено на воспитание в детях желания
заниматься различными видами прикладного творчества, на расширенное
представление о стилях и видах народного декоративно-прикладного ис-ва.

2. Цель:
 Более глубокое знакомство с декоративно – прикладным искусством,
формирование у детей устойчивого интереса к творчеству, воспитание у детей художественной самостоятельности и творческой самореализации.

3. Причины создания программы.

Основная причина создания программы это развитие у детей технических
навыков, расширение практических умений, ознакомление детей с различными видами прикладного искусства.

4. Новизна программы заключается в   разнообразии использования нового материала и чередовании различных видов занятий по  прикладному творчеству.

 Актуальность.

Декоративно-прикладное искусство способствует формированию у детей художественного вкуса, эстетических критериев, развивает моторику, технические навыки и умения, знакомит детей с окружающим миром, с природой.  

Целесообразность.

Более совершенные представления у детей о народном   творчестве     и прикладном искусстве в целом.

5.  Задачи программы.        

 Задачи для 4-5 лет:  формировать  мелкую  моторику  рук, обучать детей  культурно-гигиеническим навыкам, знакомить  с такими понятиями как форма, цвет, величина, пробуждать  эстетические чувства  у детей, обучать техническим навыкам.

Задачи для 5-6 лет: продолжать  совершенствование  технических навыков  и практических  умений , развивать  фантазию и художественный вкус детей, моторику, воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе, терпение , расширять  цветовую гамму.

Задачи для 6-7 лет: закреплять полученные ранее практические умения и технические навыки, продолжать развивать мелкую моторику рук,  фантазию, художественные вкус, совершенствовать  культурно-гигиенические навыки, воспитывать в детях самостоятельность, умение доводить начатое до конца.

6. Возраст детей, на которых рассчитана программа.

От 4 до 7 лет.

7. Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

8 Формы обучения по данной программе.

*Занятия в изостудии (группа не более 5 человек)
*Беседа
*участие в выставках

9 Количество занятий.

4-6 лет- два занятия в неделю по 20 минут.
6-7 лет- два занятия в неделю по 30 минут.

10.  Рабочая программа  составлена на базе методического пособия Т. С. Комаровой «Изодеятельность в д/с».
Нагибин «Чудеса из ткани своими руками»
Нагибин «Природные дары для поделок и игры»
Кочетов Ю. «Мягкая игрушка»
Силаева И. , Михайлова О. «Солёное тесто»
Черныш И. « Поделки из природного материала»
Гибсон Р. «Карнавал»
Гибсон Р. «Поделки»

11. Прогнозируемые результаты реализации программы.

Дети должны владеть техническими навыками, уметь работать с различными материалами, знать основные виды народно-прикладного искусства, работать активно, самостоятельно, проявляя свою фантазию и художественный вкус.

С целью выявления знаний и умений детей, два раза в год проводятся диагностические занятия по методике Т. С. Комаровой.

12. Формы подведения итогов реализации дополнительной программы.
Выставки, открытые занятия.


 Список литературы используемой для работы по данной программе:

           2 Нагибин «Чудеса из ткани своими руками».
           3 Нагибин «Природные дары для поделок и игры».
           4 Кочетов Ю. «Мягкая игрушка».
           5 Силаева И. , Михайлова О. «Солёное тесто».
           6 Черныш И. «Поделки из природного материала».
           7 Гибсон Р. « Карнавал».
           8 Гибсон Р. «Поделки».
 



































Учебно-тематический план

Средний возраст

 № раздела
темы
              
Название раздела темы

Кол-во занятий

Сентябрь
              
Декоративные закладки

 8 занятий
1-1
Вводное занятие

1-2
 Цветик - семицветик 

1-5
 Волшебные ножницы

1- 7
 Плетение

1-8
Декоративные детали


Октябрь

Открытки – раскладушки

8 занятий
1-1
В осеннем саду

1-2
Эскиз открытки

1-4
Картонных дел мастера

1-6
Осенние цветы

1-8
 Декоративные детали


Ноябрь

Аппликация «Осенние фантазии»

8 занятий
1-1
Знакомство с аппликацией

1-2
Эскиз панно

1-4
Осень – грустная пора

1-6
Белая берёза

1-8
Декоративные детали


Декабрь

Весёлые игрушки из помпонов

8 занятий
1-1
История ёлочных украшений

1-2
Волшебные помпоны 

1-3
Картонные колечки

1-6
Тугие завитки

1-7
Глазки, ушки и хвосты

1-8
Декоративные детали


Январь

Панно из крупы «Маки»

8 занятий
1-1
Мир цветов

1-2
Эскиз панно

1-5
Волшебная кисточка

1- 8
 Красочные детали


Февраль

Тестопластика

8 занятий
1-1
Солёное тесто

 1-2
Подарок маме

1-4
Подковки и сердечки

1-6
Волшебные жгутики

1- 8
Мастерица - кисточка


Март

Пасхальные яйца

8 занятий
1-1
Беседа о празднике

1-2
Эскиз росписи

1-4
Знакомство с техникой «папье – маше»

1-6
Пасхальные узоры

1-8
Декоративные подставки


Апрель

Мягкая игрушка «Рыбка»

8 занятий
1-1
Подводное царство

1-2
Эскиз рыбки

1-3
Волшебный   носочек

1-5
Работа по шаблонам

1-7
Цветные детали

1-8
Блестящие чешуйки


Май

Аппликация из ткани  «Весенний букет»

8 занятий
1-1
Весенний сад

1-2
Работа над эскизом

1-3
Работа по шаблонам

1-5
Цветные лоскутки

 1-7
Стебельки и листочки

1-8
Декоративные детали















Учебно – тематический план

Старший возраст



№ раздела
темы

Название раздела темы



Кол – во
занятий

Сентябрь

Аппликация «Грибок»

8 занятий
1-1
 Вводное занятие

1-2
 Грибное лукошко

1-3
Работа над эскизом

1-4
Голубые небеса

1-6
Волшебные ножницы

1-7
Плетение

1-8
Мелкие детали


Октябрь
Паспарту с элементами природного
материала

8 занятий
1-1
Как прекрасен этот мир

1-2
Весёлая линейка

1-5
Картонных дел мастера

1-7
Фантазёры

1-8
Декоративные детали


Ноябрь

Панно «Осенний букет»

8 занятий
1-1
Краски осени

1-2
Работа над эскизом

1-3
 Фантазия без границ

1-5
Берёзовый туесок

1-7
Ягоды  рябины

1-8
Декоративные детали


Декабрь

Игрушка на ёлку «Снеговик»

8 занятий
1-1
Новый год спешит к нам в дом

1-2
Эскиз снеговика

1-3
Картонные колечки

1-5
Тугой завиток

1-7
Мелкие детали

1-8
Дайте в руки мне метлу








Январь

Натюрморт из крупы

8 занятий
1-1
Любимые фрукты

1-2
Работа над эскизом

1-3
Выбираем цвет

1-6
Волшебные кисточки

1-7
Красочные детали

1-8
Декоративные детали


Февраль

Гжельский сервиз

8 занятий
1-1
Народно – прикладное искусство - гжель

1-2
Работа над эскизом

1-3
Весёлое чаепитие

1-5
Мастера и мастерицы

1-7
Волшебные кисточки

1-8
Декоративные детали


Март

Ковш в технике «папье – маше»

8 занятий
1-1
Знакомство с техникой «папье – маше»

1-2
Эскиз ковша ( ендовы )

1-5
Волшебные кисти

1-7
Золото хохломы

1-8
Декоративные детали


Апрель

Мягкая игрушка «Гусеница»

8 занятий
1-1
Мир насекомых: гусеницы

1-2
Эскиз гусеницы

1-3
Волшебный носочек

1-5
Мягкие комочки

1-6
Мелкие детали

1-8
Весёлая гусеница


Май

Аппликация из ткани «Бабочки»

8 занятий
1-1
Мир насекомых: бабочки

1-2
Эскиз бабочек

1-3
Цветные лоскутки

1-4
Работа по шаблонам

1-6
Мастерица кисточка

1-8
Декоративные детали







Учебно – тематический план

Подготовительная группа


№ раздела
темы

Название раздела темы

Кол – во
занятий

Сентябрь

Аппликация «Цветы»

8 занятий
1-1
Экскурсия в мир цветов

1-2
Работа над эскизом

1-4
Волшебные ножницы

1-6
Тугие завитки

1-7
Стебельки и листья

1-8
Декоративные детали


Октябрь  

Осенний пейзаж

8 занятий
1-1
Беседа «Природа осенью»

1-2
Работа над эскизом

1-3
Краски осени

1-5
Дары природы

1-7
Листопад

1-8
Декоративные детали


Ноябрь

Панно сова

8 занятий
1-1
Мир птиц: совы

1-2
Работа над эскизом

1-3
Ночной лес

1-5
Сосновые шишки

1- 8
Декоративные детали


Декабрь

Карнавальные маски

8 занятий
1-1
На  новогоднем  карнавале

1-2
Работа над эскизом

1-3
Работа с калькой

        1-4 
Картонажные работы

1-6
Мелкие детали

 1-7
Мастерица - кисточка

1-8
Декоративные детали


Январь

Сувениры из солёного теста

8 занятий
1-1
Солёное тесто

1-2
Работа над эскизом

1-3
Фантазёры

1-5
Волшебные жгутики

1-7
Кисточка - помощница

1-8
Декоративные детали


Февраль

Ажурный букет

8 занятий
1-1
Знакомство с новой техникой

1-2
В мире цветов

1-3
Работа над эскизом

1-4
Чудесные шарики

1-6
Тугие завитки

1-7
Стебельки и листья

1-8
Декоративные детали


Март

Пасхальный кулич

8 занятий
1-1
Беседа о светлом празднике Пасха

1-2
Пасхальный кулич

1-3
Работа над эскизом

1-4
Картонажные работы

1-7
Мастерица - кисточка

1-8
Декоративные детали


Апрель

Мягкая игрушка «Мышка»

8 занятий
1-1
В гостях у сказки

1-2
Работа над эскизом

1-3
Волшебный  носочек

1-4
Набивка

1-7
Лапки, усики, хвосты

1-8
Декоративные детали


Май

Панно «Букет роз»

8 занятий
1-1
В мире цветов

1-2
Работа над эскизом

1-3
Работа по шаблонам

1-4
Цветные лоскутки

1-6
Роза – королева цветов

1-7
Стебельки и листья

1-8
Декоративные детали







Рисуем ножницами




Работа с ножницами - дело трудоемкое, но интересное: практически сразу можно увидеть результат своих усилий: цветочек, бабочку, лодочку, кошечку...
Обсудите с ребенком тему того, что он хотел бы изобразить, выберите, кто что будет делать, но, если у ребенка есть желание дублировать предмет, здесь не может быть ограничения.
Дайте ребенку время для самостоятельной работы. Пусть он подвигает силуэты на листе, чтобы найти более удачное их расположение, а затем уже приклеит. Детям обычно непросто повторить готовую композицию. Объясните ему: достаточно приподнять, например, окно за уголок и немного намазать его клеем. Тогда закрепленная таким образом деталь останется на своем месте, а когда все силуэты приклеены, можно намазать клеем края, отстающие от основного фона.
В процессе вырезания силуэтов дайте волю фантазии ребенка. У одного может получиться подъезд со столбиками и полукруглые окна со ставнями, а под фонарем будет гулять девочка с собачкой. Другой выпустит стаю голубей, так чтобы крона дерева на темном листе смотрелась ажурной, а не простым белым пятном.
При вырезании силуэта можно согнуть бумагу в разных местах и на сгибах прорезать ее. Сложив полоску бумаги гармошкой и вырезав отверстие любой конфигурации, можно получить резной карниз. Если взять более широкую полоску бумаги, можно сделать силуэт балкона или ограду для сада.
В картинах можно использовать разный фон. Все зависит от сюжета картины, ее замысла и фантазии маленьких художников. А фантазия их поистине безгранична.


Изложено по: Дошкольное воспитание/ Жур – л, №7, 2009.


 Художественные техники

классические и неклассические


Свободное владение методами, приема­ми, формами организации педагогиче­ского процесса формируется в том случае, если воспитатель подкован теоре­тически, если его практическая подготовка достигла качественного уровня. Теория обогащает практическую деятельность но­выми знаниями. Практика способствует апробированию теоретических положе­ний, делая их педагогически активными. Отсюда вывод: только корреляция теории и практики - показатель высокого профес­сионального уровня. К чему он подводит? К необходимости, важной и значимой, рас­смотреть с теоретической и практической точек зрения проблему, суть которой -применение в работе с дошкольниками ху­дожественных техник, классических и не­классических.
В изобразительном искусстве техникой (от гр. techne - искусство, мастерство) принято называть совокупность специаль­ных изобразительных умений, навыков, способов и приемов изображения, посред­ством которых отображаются предметы, объекты, явления окружающей действи­тельности, создается художественный об­раз. В узком смысле слова понятие техника трактуется как результат работы худож­ника специальными материалами и инст­рументами. Техникой рисования, которой должны овладеть дети дошкольного возра­ста, можно считать комплекс изобрази­тельных умений и навыков, с помощью которых ребенок способен выразить свое отношение ко всему окружающему, отоб­разить свои впечатления, наблюдения в рисунке. Показатель владения техникой рисования при этом - способность ребен­ка варьировать материалы и инструменты для создания выразительного образа.
Обратимся сначала к классическим тех­никам. Да, с методами и приемами и педа­гоги, и дети знакомы. Но, к сожалению, не всегда в полном объеме используются вы­разительные возможности.
КЛАССИЧЕСКИМИ принято называть техники, которые определены в соответст­вии с используемым материалом (гуашь, акварель, пастель, соус, сангина, уголь, ка­рандаш, фломастер). Применимы техники в любой возрастной группе. Как показыва­ет практика, они и доступны, и необходи­мы в работе. Однако все зависит от того, в раскрытие какого содержания эти техники включаются. Рассмотрим подробнее воз­можные варианты.
Гуашь. Гуашевая живопись (фр. ...gouache, от ит. guazzo - водяная краска) - произве­дения, выполненные красками, в состав ко­торых входят тонко растертые пигменты с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.) и с примесью белил. Гуашь - разновидность акварели, к которой подмешены белила. Потребность в этом возникла для достиже­ния плотности красочного слоя. Уже в Средневековье гуашь широко использова­ли преимущественно в книжных миниатю­рах в странах Европы и Азии. В эпоху Воз­рождения ее стали применять для эскизов, подсвечивания рисунков, портретных ми­ниатюр. С начала производства специаль­ных гуашевых красок (с середины XIX в.) гуашь окончательно стала самостоятельной техникой. Высокого развития достигла в XIX и XX столетиях. Сегодня в магазинах можно найти самые разные виды гуашевых красок - от пальчиковых до профессио­нальных. И каждая из них эффективна в работе с дошкольниками.
Пальчиковая гуашь имеет достаточно жирную основу, быстро смывается водой. Но из-за неоднородного смешения не все­гда позволяет получить необходимые от­тенки. Поэтому такие краски целесообраз­нее всего применять в композициях, требующих локальных цветов, и в рисунках, допускающих их фактурное смешение.
В качестве примера рассмотрим следую­щие композиции.
1.Эксперименты с красками. Рисунок выполняется пальчиками, кулачками, ла­дошками, на которые нанесена пальчико­вая гуашь. Самое важное: каждый отпеча­ток следует дорисовать до образа. Дети раннего возраста дорабатывают свои рабо­ты совместно с педагогом. При этом обяза­тельно проговаривают все рисовальные движения. Для достижения выразительно­сти образа применимы разнообразные подручные средства (ватные палочки, ват­ные диски, нитки, стеки, пластилин, при­родный материал и др.; см. рис. 1). Дети 3-летнего возраста дорисовывают пятна самостоятельно, педагог только корректи­рует их действия, напоминая отдельные приемы или характерные признаки изоб­ражаемого предмета, объекта, явления.
2.Декоративная композиция в технике витража. Пальчиковая гуашь наносится на лист бумаги белого или черного цвета отдельными пятнами, имеющими четкие очертания; между пятнами должны оста­ваться просветы. Уже 3-летние дети могут заполнять их маркером, подчеркивая фор­му сегментов декоративной композиции. В работе ребенка раннего возраста такой витраж может быть беспредметным, абст­рактным (см. рис. 2). Для младшей возра­стной группы педагог выбирает изображе­ния простые и лаконичные по содержанию (яблоко, груша, банан, виноград, рябина, гранат, персик, слива, ромашка, колоколь­чик, астра, осенний лист, камыш, гусеница, морковка, репка, свекла, баклажан, поми­дор, капуста, кабачок, тыква и др.). В сред­ней группе - с детьми 4 лет - задание ус­ложняется в плане увеличения количества деталей образа: не только фона, но и само­го объекта (см. рис. 3).
3. Неживая природа. В данном случае предполагается создание пейзажа, отража­ющего, например, восход солнца, закат, не­бо, озаренное солнечными лучами или рас­цвеченное плывущими по нему облаками или нависшими грозовыми тучами и т.д.
Пальчиковые краски наносят­ся крупными мазками, пере­крывая друг друга. Рисунок получается фактурным, что придает ему дополнительную выразительность (см. рис. 4).
4. Орнамент. Пальчиковые краски наносятся с помощью краски или пальчиков ритмич­но, образуя определенный ор­намент геометрического или растительного характера. Ос­новная задача - учить детей составлять из одинаковых узо­ров целостные орнаменталь­ные композиции (см. рис. 5).
Классические гуашевые краски обладают большим спектром выразительных возмож­ностей: позволяют получать огромное ко­личество оттенков, перекрывать одни цве­товые пятна другими. Краски позволяют свободно работать с любым материалом. Лучше всего пользоваться такими набора­ми гуашевых красок, в которые входят чи­стые, локальные цвета. Так легче экспери­ментировать с получением оттенков. Ина­че постигнет неудача, ведь не все наборы содержат подходящий синий цвет, из кото­рого можно получить голубой, а не сирене­вый или фиолетовый. Еще один важный момент, на который следует обратить вни­мание, - большой расход краски. Поэтому целесообразнее приобретать не наборы, а отдельные банки, имеющие большую рас­фасовку.
Гуашевые краски, перламутровые или с блестками, применяют только по необхо­димости - для выполнения отдельных эле­ментов рисунка или в процессе росписи. В качестве основного материала их прак­тически не используют, поскольку сложно передавать оттенки. Кроме того, краски эти сложнее перекрывают друг друга, что делает работу неаккуратной.
С гуашевыми красками знакомят детей уже с 11 месяцев - 1 года. Они легки в об­ращении, благодаря этому и развиваются изобразительные умения и навыки. Гуашь помогает ребенку почувствовать, что такое мазок, лессировка, моделировать цветовое пространство листа, что не удается сделать с помощью карандашей, фломастеров. Ва­рианты гуашевых красок неограниченны. На сегодняшний день применимо множе­ство неклассических техник, выполняемых гуашью в качестве основного материала, а также дополнительного. (С этими техника­ми мы познакомим читателей в следующих статьях.) Каждая из этих техник по-своему раскрывает возможности гуашевых красок, углубляя представление детей о многооб­разии способов работы с ними.
Акварель (от лат. aqua - вода) - краски, полученные на основе растительного клея и разводимые водой. Отсюда и название жи­вописи. Работы непрозрачной акварелью с примесью белил были известны еще в Древнем Египте, в античном мире, в Сред­ние века в Европе и Азии. «Чистая» аква­рель (без примеси белил) получила широ­кое распространение в начале XV в. Ос­новные ее признаки: прозрачность красок, через которые просвечивает тон и фактура основы (бумага, картон, шелк, слоновая кость и т.д.), чистота цветовых оттенков, широкий диапазон тона, наличие графиче­ских приемов. В акварельной живописи выделяются и специфические приемы -размывка, отмывка, вливание и затеки, со­здающие эффект воздуха, движения, жи­вости и натурализма в изображении. В XV-XVII вв. акварель имела приклад­ное значение и служила главным образом для раскрашивания гравюр, чертежей, эски­зов. Начиная со второй половины XVIII в. акварель стали применять в пейзажной живописи. В конце XIX столетия в Ита­лии возникла манера плотной многослой­ной акварельной живописи по сухой бума­ге, а в конце XIX - начале XX в. - тенден­ция сочетать акварель с белилами, гуашью, пастелью и другими материалами.
Для работы с дошкольниками подойдет как классическая акварель, так и медовая. Выбор определяется образовательными и воспитательными задачами. Общие изобра­зительные свойства у двух видов акварели одинаковые. Однако в медовой акварели до­вольно часты неестественные оттенки. Они, во-первых, при смешении дают грязь, во-вторых, не способствуют формированию навыка получать разнообразные оттенки, поскольку красочный слой имеет слегка ма­товый оттенок. Поэтому предстоящую ра­боту следует четко продумывать. Только зная особенности материала, можно гармо­нично включить его в содержание занятия.
Работая с акварелью, дети часто допус­кают одну ошибку - набирают очень мно­го краски. От этого рисунок получается не прозрачным, не воздушным. А это наруша­ет основной принцип акварельной живо­писи, более того, не способствует овладе­нию приемами данной техники.
Акварель применяют в качестве самосто­ятельной, а также комбинированной техни­ки, дополненной другими материалами. Возникает вопрос: какова специфика «чис­той» и «совмещенной» акварели? Прежде чем приступить к рисованию акварелью, не­обходимо поупражняться в тоновой отмыв­ке и тоновой градации. Тоновая отмывка представляет собой монохроматическое изображение. Получается она только при работе с какой-либо одной краской. Для от­мывки и градации понадобятся вода, кисти (разных размеров и формы), краски, бумаж­ные салфетки, белый воск или белые воско­вые мелки, графитные карандаши, ватные палочки для удаления избытка краски и т.д.
Чтобы выполнить тоновую отмывку, не­обходимо сначала провести слева направо кистью № 12 горизонтальную полоску ши­риной 2-3 см. Продолжать работу следует сверху вниз, чтобы кисть всегда остава­лась влажной. В конце работы кисть про­мокают, а скопившиеся у нижнего края излишки краски убирают (см. рис. 6). То­новая отмывка позволяет избежать сложно­стей, связанных с цветовыми сочетаниями, и концентрирует внимание на тональном решении. Используют ее и тогда, когда не­обходимо сгладить контуры предмета, вписать его в фон. Для этого влажной кис­точкой обводят изображенный предмет по его контуру, а затем сухой убирают лиш­нюю краску и воду.
Тоновую градацию выполняют следую­щим образом: вначале в верхней части лис­та слева направо, от одного края до другого, проводится полоска кистью, насыщенной краской. Затем: 1) быстро размывают ее чи­стой влажной кистью - кисть при этом сильно прижимают, чтобы выжать из нее воду; 2) обрабатывают градацию более или менее влажной кистью в горизонтальном направлении. Тоновая градация позволяет получить тоновую растяжку от насыщенно­го тона до светлых оттенков (см. рис. 7).
Изначально тоновую отмывку и града­цию выполняли только черной краской, иногда добавляя тушь или черную сепию -для получения большего количества оттен­ков черного цвета. Но в работе с дошколь­никами цвета могут быть разными. Главное, рисунок должен выполняться только одним цветом. Чем полезны упражнения в отмыв­ке и градации? Помогают детям почувство­вать специфику работы с акварелью, ее ха­рактер, способы закрытия фона.
Поупражнявшись с детьми в отмывке и градации, можно предложить им порисо­вать в данной технике. Приемы работы в группах раннего и младшего дошкольного возраста: сначала дети на плотной бумаге намечают контур или отдельные детали белым воском или восковым карандашом. После этого влажной кистью наносят кра­сочный слой, с тем чтобы закрыть всю по­верхность листа. Следы от белого воска проявятся и обозначат какой-то образ. Да­лее сухой кистью образ дорабатывается, лишняя краска убирается, некоторые дета­ли при необходимости осветляются или, наоборот, утемняются, что делает их более четкими.
Приемы в средней и старших возраст­ных группах несколько иные. Перед тем как приступить к работе с восковым мел­ком, дети наносят рисунок графитным ка­рандашом, чтобы потом целенаправленно рисовать белым воском. Последующие этапы те же, что и в предыдущих возраст­ных группах. Чем старше дети, тем боль­шую градацию оттенков, чтобы сделать об­раз более выразительным, они должны ис­пользовать в рисунке (см. рис. 8).
Рисование акварелью - сложный и тру­доемкий процесс. Ведь в ходе работы сле­дует уделять внимание не только подбору цветов и оттенков для раскрытия образа, но и манере нанесения краски - ее кладут легко, так чтобы просвечивала бумага. Вот почему, чтобы добиться эффекта прозрач­ности, так важно научить детей регулиро­вать плотность красочного слоя.

ОБЩИЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ С АКВАРЕЛЬЮ
1.На лист бумаги графитным каранда­шом наносят рисунок.
2.Начиная с верхнего края листа, от­мывают фон; при этом сначала выбирают светлые оттенки.
3.Первая проба краски. Рисование круп­ных объектов. Постепенное утемнение.
4.Прорисовка деталей тонкой кистью. Чем ближе окончание работы, тем смелее можно использовать темные цвета и от­тенки, передающие теневую часть пред­метов (объектов).

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ВО ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Прием вертикального вливания цвета в
цвет позволяет получить самые разнооб­разные изображения, имеющие вертикаль­но доминирующую композицию.
Ранний и младший дошкольный возраст
На первоначальных этапах эксперимента детей знакомят с разными способами сме­шения акварельных красок. Целесообразно каждый эксперимент завершать дорисовы­ванием пятен до определенного образа.
Рисуем горы. Для этого дети 1) обиль­но смачивают лист бумаги водой, потом равномерно покрывают всю поверхность любыми двумя-тремя цветами; 2) широ­кой кистью наносят крупный мазок (более темными цветами, чем фон) на одну из ча­стей нижней половины листа; 3) лист пере­ворачивают, приподнимают и держат неко­торое время в таком положении; 4) возвра­щают лист в первоначальное положение и наносят еще одно пятно в этом же месте, но еще более насыщенное по цвету и тону; 5) лист вновь приподнимают и перевора­чивают; 6) не дожидаясь, пока краска рас­течется по всему листу, кладут его на стол и кисточкой выравнивают контур гор. В ка­честве дополнения на рисунок можно на­клеить силуэты летящих орлов, облака -из ватных дисков или салфеток (см. рис. 9).
Рисуем огонь. Чтобы нарисовать огонь, дети 1) подготавливают фон, ис­пользуя любые цвета, кроме темных оттен­ков; 2) пока фон не высох, в нижней части листа желтым цветом проводят неболь­шую по длине полоску и, подняв лист, опу­скают верхний край вниз; в таком положе­нии прикрепляют лист бумаги на моль­берт; 3) по тому же месту проводят оран­жевым цветом, потом алым, темно-крас­ным; 4) кладут лист горизонтально и дают ему возможность просохнуть. Дополнить образ можно цветными салфетками: ото­рвать обрывками и в свободной форме приклеить их к основанию пламени. Это придаст рисунку дополнительный эффект (см. рис. 10).
• Рисуем дерево. Для этого дети 1) вы­полняют фон, разделив лист бумаги лини­ей горизонта на две части; колорит выби­рают самостоятельно в зависимости от передаваемого настроения; 2) в нижней части листа (но не у самого края) ставят один небольшой мазок (одним или двумя цветами); 3) переворачивают лист, при­поднимают вверх и прикрепляют к моль­берту; 4) краска начинает стекать; в этот момент лист слегка переворачивают с од­ной стороны на другую, добиваясь расте­кания краски в разные направления; вы­сыхающие краски можно немного смочить влажной кисточкой, чтобы ускорить про­цесс растекания; 5) по завершении расте­кания лист располагают горизонтально и, пока бумага не высохнет, слегка посыпают крупной солью, чтобы сымитировать пада­ющий снег, дождь, множество цветов на поляне, водоем, песок, землю и т.д.; соль разъедает красочный слой, придавая рабо­те дополнительный эффект; 6) подождав, чтобы работа немного подсохла, на образо­вавшемся дереве слегка дорисовывают или прорисовывают маленькие веточки (см. рис. 11).
Детям важно показать характер рисо­вальных движений. Воспитатель прогова­ривает особенности изображения, чтобы дети слышали, видели и рукой ощущали направление движений кисти. (На дереве спокойно и тихо лежит кисточка. Вот она просыпается и начинает ползти по дереву. Уползает в сторону, как будто хочет уле­теть. Просыпается и другая кисточка. И тоже поднимается по дереву и улета­ет...) Все движения, которые совершает ребенок, должны быть связаны с его зри­тельным опытом. Только через образы он раскроет, обогатит свой изобразительный потенциал.
Средний и старший дошкольный возраст
  Рисуем лес. Дети 1) сначала в технике по сырому выполняют фон, который вы­бирают в зависимости от характера компо­зиции; 2) пока лист влажный, наносят крупные пятна, имитирующие кроны де­ревьев; 3) приподнимают лист вертикаль­но, чтобы стекала краска; 4) после смеше­ния цветов лист кладут горизонтально и дорабатывают композицию в этом поло­жении. В зависимости от композиции и содержания образа дорисовывают стволы и ветки (см. рис. 12).
  Рисуем дождь. Дети 1) выполняют фон, для которого также выбирается тех­ника по сырому; цветовая гамма зависит от характера работы, образа дождя (солнеч­ный, тихий, сильный, ливень и т.д.); 2) по влажному фону очень быстро нано­сят изображения деревьев, кустарников, домов и т.п.; 3) располагают лист верти­кально, чтобы краски постепенно стекали, не обязательно строго вертикально - допу­стимо диагональное направление; в этом случае меняется характер создаваемого об­раза; 4) лист располагают горизонтально и по необходимости более четко прорисовы­вают какие-то отдельные детали; 5) пока лист еще слегка влажный, проводят по не­му в заданном направлении металлической расческой; зубчики расчески оставят следы на бумаге, имитируя отдельные капли дож­дя; если лист уже просох, на расческу нано­сят белила и ими имитируют дождь (см. рис. 13).
• Рисуем камыши. Дети 1) выполняют фон в технике по сырому, выбирая любые оттенки, отражающие время суток и пого­ду; 2) в соответствии с общим колоритом работы делают несколько средних по раз­меру мазков разных оттенков зеленого в нижней части листа (но не на самом краю);
3) рисунок переворачивают и прикрепля­ют вертикально, чтобы стекли поставлен­ные мазки; мазки наносят послойно, сме­няя один слой другим; прием позволяет передать многоплановость композиции;
4) по завершении работы располагают лист горизонтально, чтобы доработать об­раз кисточкой, а с помощью зубной щетки передают фактурность растений, расту­щих у водоема; для этого на зубную щет­ку наносят краску и ею ритмично ставят отпечатки на изображении; прожилки на листьях растений рисуют гелевой ручкой или тушью (см. рис. 14).
• Рисуем замок. Дети 1) выбирают фон определенной цветовой гаммы и выпол­няют в технике по сырому; 2) пока фон влажный, располагают его вертикально и поочередно проводят широкие полоски внизу и вверху листа; сначала берут са­мый светлый оттенок выбранного колори­та, затем более темный, а в самом конце — наиболее темные, насыщенные оттенки; вертикально смешиваясь, они образуют цветовую и тоновую градацию, имитиру­ющую пространство; 3) для доработки лист располагают горизонтально; для до­стижения выразительности дорисовыва­ют окна, двери, шпиль, декоративные де­тали (см. рис. 15).
Акварельная тушевая фантазия. Де­ти 1) смачивают лист бумаги водой и аква­рельной краской наносят пятна; 2) перево­рачивают лист, меняя направление движе­ния сверху вниз и снизу вверх, так чтобы цвета вливались друг в друга, образуя вер­тикальный поток краски; 3) ставят пятна туши и проделывают то же, что и в процес­се работы с акварельными красками. Тушь и акварель хотя и разбавляются водой, но имеют разный состав. Поэтому при смеше­нии два этих материала дают интересные цветовые комбинации, которые необходи­мо дорисовать до образа - с помощью как акварели, так и туши. Возможно примене­ние и гелевой ручки.
Прием центрического вливания цвета в цвет позволяет получить центрально-луче­вую композицию с четко обозначенным центром в изображении.
Ранний и младший дошкольный возраст
Декоративное панно из цветов может иметь разный тип композиции. Дети 1) вы­бирают фон; выполняют его светлыми от­тенками в технике по сырому; в противном случае цветы не будут заметны; 2) на влаж­ный фон наносят крупные красочные мазки
в разных частях листа; педагог уделяет вни­мание композиционному расположению пятен и при необходимости совместно с ре­бенком корректирует, поясняет совершае­мые действия; 3) пока новые пятна еще не высохли, многократно, в зависимости от ха­рактера образа, повторно в центр наносят пятна, но другого цвета или оттенка; 4) цве­ты на панно мазками «окружают» листьями техникой примакивания. В дополнение об­раза применима гелевая ручка - она при­даст эффект, подчеркнет прозрачность и нежность акварели, в силу того что на влаж­ном листе раствор, находящийся в ручке, начинает слегка растекаться (см. рис. 16).
• Гроздь рябины. Как и в предыдущих работах, дети 1) выполняют фон, для кото­рого выбирают любые цветовые отноше­ния; 2) наносят небольшие мазки круглой кисточкой, прокручивая ее на листе бума­ги или ставя отпечатки ватными палочка­ми. Мазки (отпечатки) изображают гроздь рябины, их располагают близко друг от друга, веточки рисуют тонкой кисточкой или ставят отпечатки картонными карточ­ками, а листочки - в технике эстампа. Для этого краску наносят на листочки, затем прикладывают их к веточке, проглажива­ют и аккуратно снимают (см. рис. 17).
• Салют. Дети 1) выполняют фон тем­ными цветами, однако красочный слой дол­жен быть прозрачным; 2) на сырой фон на­носят крупные и мелкие разноцветные маз­ки, от которых проводят штрихи гелевой ручкой в разных направлениях; 3) на влаж­ные пятна для достижения эффекта объем­ности повторно наносят мазки (см. рис. 18).
• Пейзаж. Дети 1) создают фон, разде­лив горизонтальной линией лист бумаги пополам; цвета могут быть различными, самое главное, чтобы красочный слой был прозрачен и воздушен; при заливке фона лучше использовать широкую кисть, дви­жения руки должны быть свободными, легкими; 2) фон заливают сверху вниз (за­ливки могут затекать); 3) пока лист не подсох, наносят крупные мазки (в любой части листа), которые будут растекаться;
4) в центр образующихся пятен ставят еще пятна, но другого цвета или оттенка; в этом случае крона деревьев будет казаться объ­емной; 5) стволы деревьев и ветки ставят штампами с помощью трафарета или рису­ют совместно с педагогом; 6) в качестве до­полнения используют крупную каменную соль; растворяясь фрагментарно, она ос­тавляет на листе красочный слой, создавая тем самым иллюзию листвы (см. рис. 19).
Средний и старший дошкольный возраст
• Жостовский поднос. Данная тема -вариация декоративного панно. Отличие: 1) дети наносят мазки не в свободной фор­ме, а по дуге, капелькой, имитируя лепест­ки цветов, послойно, но при этом их размер каждый раз уменьшается; 2) для придания цветам выразительно­сти в последний момент добав­ляют немного белил; листья вы­полняют короткими дугообраз­ными  мазками,  травинки  -длинными заостренными, одним движением кисти; 3) в заключе­ние гелевой ручкой украшают сердцевину цветочка и прожил­ки листочков (см. рис. 20).
• Натюрморт с фруктами. Дети 1) фон выбирают в опреде­ленной заданной колористичес­кой гамме; 2) как только он будет готов, рисуют вазу для фруктов, но не по нижней части листа, так как нарушаются композицион­ные правила натюрморта; следом рисуют фрукты также в технике по сырому; если краска сильно растекается, ее убирают сухой кистью, а если лист бума­ги подсыхает, его слегка смачивают, чтобы цвета лучше смешивались; неровный край изображений придаст эффект мягкости, нежности, прозрачности; 3) высохшие изо­бражения повторно корректируют аква­релью, подчеркивая их форму.
Примечание. Прежде чем приступить к работе с красками, можно набросать каран­дашом предварительный рисунок. После­дующие этапы выполняются в той же по­следовательности, как указано выше. При необходимости добавляются белила - для передачи блика на фруктах (см. рис. 21).
• Макет тканей или обоев. Дети 1) воско­выми мелками наносят рисунок, затем - в технике по сырому - красочный слой для фо­на; 2) узор может быть различным (геометри­ческим, растительным); 3) далее поочередно заполняют фрагменты, которые разделены восковыми мелками. Специфика данной ра­боты: восковые мелки создают некий контур, имитируя технику батика (см. рис. 22).
Прием наложения цвета на цвет. Парал­лельно с приемом вливания цвета в цвет детей знакомят с приемом наложения. Комбинируется он с приемом вливания в той части, когда идет доработка образа; но его можно использовать и изолированно. В этом случае лист бумаги предваритель­но смачивают водой. Работа сложная, по­скольку детям для получения оттенков приемом наложения трудно регулировать густоту красочного слоя. Как правило, результат их работы - грязь, ведь сухой кистью сложнее добиться прозрачности акварели из-за малого изобразительного опыта. Чтобы научить данному приему, не­обходим показ, желательно в игровой фор­ме. Особенности получаемых оттенков дети внимательно рассматривают. Затем постепенно вводят усвоенные типы сме­шения в работу. Работа акварелью требует виртуозного владения рисунком. Ведь ма­ленький художник должен почувствовать цвет, уметь видеть его, получать нужные оттенки путем смешивания. Техника клас­сической акварели предполагает опреде­ленное мастерство и несколько правил:
в качестве белой краски используют цвет самой бумаги;
чистую черную краску не используют; черный цвет получают смешением лазури и английской красной: сочетание дает множество оттенков - от холодного черно-синего до теплого черно-коричневого;
прозрачность красочного слоя достига­ют наложением на лист бумаги самых свет­лых оттенков с постепенным утемнением.
Применение неклассической акварели
сопряжено с нетрадиционным для детей материалом. На ранних стадиях обучения помощь необходима для выразительности создаваемого образа. В чем значимость не­классической акварельной краски? Про­стыми способами ребенок расширяет свои изобразительные возможности, учи­тывая специфику той или иной техники, учится отображать сложные предметы, объекты и явления окружающего мира, не прибегая к примитиву. Для наглядности рассмотрим несколько примеров.
• Цветная фантазия требует совмеще­ния нескольких материалов. Основной -акварель. Ее дополняют пищевые красите­ли. С их помощью наглядно демонстриру­ются приемы центрического вливания цвета в цвет для получения множества оттенков. Специ­фика техники - в следующем: 1) лист бумаги обильно сма­чивают водой, затем покрыва­ют акварельными красками (не более трех-четырех цве­тов); 2) на влажный фон хао­тично или целенаправленно рассыпают красители (не бо­лее трех-четырех цветов). Красители моментально рас­творяются, образуя красивые цветовые пятна. Если растека­ются плохо, их слегка смачи­вают водой с помощью кис­точки. При попадании воды на цветовые пятна, образован­ные красителями, на бумаге получаются выбеленные уча­стки с симметрично расходя­щимися лучиками. Эффект этот позволяет регулировать процесс создания образа. Сна­чала его дорисовывают красите­лями, разгоняя скопления пес­чинок кисточкой, затем прибега­ют к акварельным краскам для того, чтобы придать рисунку вы­разительность (см. рис. 23).
Волшебная пленка. Прелесть данной  техники:  получаемое изображение при соответствую­щей доработке кисточкой может представлять законченную ра­боту или послужить фоном для любой другой работы, например с природным, бросовым матери­алом, тканями, бумагой. Специ­фика выполнения техники: 1) на влажный лист бумаги наносят крупные пятна, после чего его накрывают пищевой пленкой; ее не разглаживают, наоборот, слегка сминают, с тем чтобы образовалось большое количест­во вакуумных пузырьков, которые затем образуют пустые, лишенные цвета места на бумаге; 2) пленку оставляют на бумаге до полного высыхания, затем снимают; в ито­ге получаются вакуумные пузырьки, кото­рые тонкой паутинкой покрывают лист бу­маги; 3) полученное изображение дораба­тывают акварельными красками, тушью, гелевыми ручками или цветными каранда­шами (см. рис. 24).
Рисуем с помощью соли. Ранее мы уже упоминали: работая акварелью, для дости­жения выразительности образа можно ис­пользовать каменную соль. Специфика техники такова: 1) на лист бумаги, предва­рительно смоченный водой, наносят аква­рельные краски в любой колористической гамме; 2) лист бумаги посыпают крупной солью, которая впитывает часть краски, образуя множество выбеленных пятны­шек. Используя данный эффект, можно нарисовать любой пейзаж, натюрморт или декоративную композицию. Первый этап овладения техникой рисования связан с тем, что соль рассыпается хаотично. Зада­ча ребенка - увидеть в образовавшихся пятнах образ, подчеркнуть его характер­ные особенности, придать выразитель­ность. Второй этап направлен на то, что­бы показать зависимость образа от того, как посыпана соль. Подчеркнем: рассыпают соль определенным образом. Горизон­тальные движения по центру листа дают возможность нарисовать морской берег с его отражением в воде. С помощью гори­зонтальных движений по нижней половине листа получается морской пейзаж, поле, полевые цветы, тающий снег, деревянный стол, лужи и т.д. Соль, посыпанная верти­кальными, фрагментарными движениями, дает возможность получить изображения деревьев, садовых цветов (полевых, луго­вых, экзотических), самых разных живот­ных, архитектурных сооружений. Разно­образие образов не ограничено. Именно на этом, втором этапе педагог обучает детей умению рассыпать соль в разных направ­лениях. Третий этап - его проводят со старшими дошкольниками - характеризу­ется тем, что дети, предварительно распла­нировав содержание рисунка, самостоя­тельно выбирают направление рассыпа­ния соли (см. рис. 25).
• Рисуем манкой. Суть техники: 1) ман­кой посыпают готовый фон, выполненный в технике по сырому (см. предыдущую технику), но манка, в отличие от соли, не разъедает краску, а, наоборот, впитывает ее; 2) работа акварельными красками. Сна­чала манка прилипает к кисточке. Чем кисть более влажная, тем фактурнее работа. Акварельная краска пропитывает манку, постепенно окрашивая ее. Данный эф­фект помогает изображать кроны деревь­ев, гроздья сирени, горы, дно моря, гроты, коралловые рифы, облака, оперение птиц, шерсть животных, дома различной конст­рукции. В качестве дополнения для контра­стности используют гуашь (см. рис. 26).
• Рисуем бумажными салфетками. С помощью этой техники можно раскрыть любое содержание образа. Прежде всего: 1) выполняется фон, для которого цвето­вые отношения выбираются в соответст­вии с предполагаемой тематикой; фон по­крывают в технике по сырому; 2) наносят крупные цветные пятна в тех местах, где будут рисовать объекты; 3) слегка смяты­ми бумажными салфетками промакивают цветные пятна. Смятые салфетки имеют складки, поэтому след, оставляемый ими, получается неоднородный, текстурный, что позволяет изобразить разную фактуру: крону деревьев, шерсть животных, грозди цветов и т.д. Дорабатывают образ кистью, слегка корректируя рисунок. Самое глав­ное, промакивать бумажными салфетками следует быстро, иначе теряется эффект текстурности (см. рис. 27).
Мы рассмотрели только несколько тех­ник, которые легко усваивают даже дети раннего возраста. Разговор о художествен­ных техниках длительный и многогран­ный. В настоящей статье представлена только первая часть большой проблемы; направлена она на овладение техникой ри­сования как одной из составляющих изоб­разительной грамоты. О чем следует по­мнить педагогу? Овладение техникой должно быть, с одной стороны, целена­правленным, т.е. дети должны иметь чет­кие представления о выразительных воз­можностях той или иной техники. С дру­гой - обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обуче­ние художественным техникам предпола­гает наличие двух компонентов: целена­правленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости.
Не стоит ждать, когда тот или иной спо­соб изображения откроет сам ребенок. За­дача педагога - стимулировать интерес, предлагать технику сначала эксперимен­тально. Только после этого при создании образа следует знакомить с вариантами конкретной техники. Важно научить ре­бенка творчески преобразовывать ее спе­цифические особенности для получения оригинального рисунка. И чем раньше это сделать, тем эффективнее он сможет поль­зоваться приобретенным опытом в своей деятельности. Само по себе новообразова­ние не возникает. Необходимы условия. Речь идет об активной деятельности взрослого. Именно он обеспечивает много­сторонний процесс обучения.
С. ПОГОДИНА,
кандидат педагогических наук, доцент, Институт педагогики и психологии образования МПГУ








Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение мне интересно! Поделитесь им!